Если при рассеянном склерозе страдает миелиновая оболочка, то при болезни Альцгеймера страдает сам нейрон.

Известно, что в основе заболевания лежит постепенное разрушение клеток и тканей головного мозга, особенно тех его участков, которые отвечают за память и мышление. Симптоматика обычно медленно, но неуклонно прогрессирует. Болезнь, как правило, продолжается 5-10 лет. Постепенно утрачиваются когнитивные функции (память, суждения, абстрактное мышление, математические способности). Происходит распад эмоциональной сферы и личности в целом, утрачиваются двигательные навыки и особенно речевые. Больной перестает узнавать даже родных и близких, он прикован к постели, не может обслуживать себя. Болезнь поражает представителей всех социальных групп и не связана с принадлежностью к определенному слою общества, полу, национальности и с проживанием в определенной географической местности. Хотя наиболее часто заболевание отмечается у людей престарелого возраста, встречается оно и среди более молодых.

Болезнь названа именем немецкого ученого А. Альцгеймера, который в 1906 году описал изменения в мозговой ткани женщины, умершей, как тогда полагали, от необычной психической болезни.

Проблемы с памятью, как правило, являются первым симптомом болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера по-разному сказывается на разных людях. Во многом это зависит от того, каким был человек до болезни, то есть от его личности, физического состояния, образа жизни. Заболевание подкрадывается незаметно, определить его начало и отличить его от так называемой старческой забывчивости, которой страдает огромное количество пожилых людей, весьма сложно.

Основные симптомы и признаки болезни Альцгеймера.

Ранняя стадия обычно проходит незамеченной. Родственники, друзья и зачастую специалисты неверно приписывают симптомы старости пациента, считая их нормальной частью процесса старения. Постепенно у человека:

  • возникают затруднения при подборе слов в разговоре
  • ухудшается кратковременная память
  • возникают серьезные затруднения при принятии самостоятельных решений
  • нарушается восприятие окружающей среды, узнавание объектов, человек легко теряется, особенно в необычной обстановке
  • отмечается дезориентация во времени
  • нарушается понимание сложных и абстрактных мыслей
  • пропадают инициатива и побуждения действовать, отмечаются безучастность и замкнутость
  • может развиться депрессия, появиться признаки агрессии
  • возникают затруднения при выполнении сложной домашней работы (например, приготовление пищи)
  • пропадает интерес к ранее любимым занятиям

С развитием болезни в средней стадии проблемы становятся очевиднее и существенно ограничивают занятия пациента. Больной испытывает трудности в повседневной жизни, к примеру:

  • становится чрезвычайно забывчивым, особенно часто забывая недавние события и имена людей
  • может теряться в знакомой обстановке, у себя дома или в обществе
  • не может продолжать жить один без посторонней помощи
  • не может готовить пищу, делать домашнюю уборку, ходить в магазин
  • нуждается в помощи при посещении туалета, умывании, одевании и тому подобном
  • перестает осознавать свое заболевание
  • испытывает нарастающие трудности при общении
  • проявляет аномальное поведение (например, бродяжничество)
  • может страдать зрительными галлюцинациями

На последней стадии пациент полностью зависит от ухаживающих за ним. Нарушения памяти чрезвычайно серьезны, становится заметной физическая сторона болезни.

  • Больной утрачивает способность говорить и понимать речь
  • теряет способность передвигаться, его конечности становятся ригидными
  • испытывает трудности при питании, его приходится кормить
  • не узнает родственников, знакомых, друзей и привычные предметы
  • не способен контролировать естественные отправления
  • неадекватно ведет себя в присутствии других лиц
  • прикован к постели или к инвалидному креслу

Первым человеком, которому был поставлен диагноз болезни Альцгеймера, была Августа Д., пятидесятиоднолетняя немка, у которой в 1901 году появились такие симптомы, как забывчивость, дезориентация в пространстве, возникли проблемы с чтением, а также симптомы навязчивой ревности по отношению к мужу.

Когда заболевание начинает прогрессировать, нужно использовать любую возможность для поддержания способности больного к самообслуживанию, уменьшить его внутренний дискюмфорт и изоляцию от окружающих. Могут помочь лучше подобранные очки, более совершенный слуховой аппарат, простой в обращении радиоприемник, книги с картинками и крупными буквами. Надо найти больному полезное и доступное занятие, учитывая его потребности и возможности ухаживающих. Больной постоянно нуждается в утешении и подбадривании, нельзя его ругать, делать обидные замечания.

Факторы, усиливающие приобретенное слабоумие.

Необходимо знать факторы, ухудшающие функциональные способности больного и по возможности исключить их. К ним относятся:

  • незнакомые места
  • пребывание в одиночестве в течение длительного времени
  • избыточное количество внешних стимулов и раздражителей (например, встречи с большим числом незнакомых людей)
  • темнота (необходимо подходящее освещение даже в ночное время)
  • все инфекционные заболевания (наиболее часто — инфекции мочевыводящих путей)
  • оперативные вмешательства и наркоз применяют лишь по абсолютным показаниям
  • жаркая погода (перегревание, потеря жидкости)
  • прием большого количества лекарственных препаратов

Канадские исследователи утверждают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, гораздо меньше подвержены риску развития болезни Альцгеймера.

Лечение. На сегодняшний день лекарственные препараты способны лишь на некоторое время затормозить болезнь Альцгеймера. Госпитализация при болезни Альцгеймера — дорогостоящее мероприятие, которое иногда ускоряет прогрессирование болезни. При любой смене окружающей обстановки, ухаживающего персонала, изменениях в медикаментозном лечении течение болезни, как правило, утяжеляется. Госпитализация показана для подбора терапии, которую опасно проводить амбулаторно, в отсутствие тщательного врачебного наблюдения за больным, а также при спутанности сознания, психотических проявлениях и антисоциальном поведении.

Профилактика заключается в постоянной смене умственной деятельности. Существуют наблюдения, что люди интеллектуального труда, работающие и в преклонном возрасте, крайне редко страдают подобными недугами. Необходимо побольше играть в интеллектуальные игры, включая новые игры и повышая их сложность, решать кроссворды. Разнообразить досуг книгами и телепередачами на научные темы, освоить новые навыки и овладеть разными знаниями.