Мышечной деятельности принадлежит ведущая роль в развитии человека. Рост, формирование организма детей, их умственное и физическое развитие в значительной степени предопределенные мышечной деятельностью. Правильно дозирован физический труд и упражнения положительно влияют на гармоничное развитие человека, способствуют повышению не только физической, но и умственной работоспособности.
Физические нагрузки полезны для всех, независимо от возраста, профессии, состояния здоровья. Усиленная работа мышц, положительно влияет на деятельность практически всех физиологичных систем. Она особенно благотворно влияет на центральную нервную систему, на обмен веществ, повышает сопротивляемость организма до заболеваний, предупреждает преждевременное старение, делает человека выносливым, сильным, работоспособным.

Дозируя физические нагрузки необходимо учитывать вековые особенности опорно-двигательного аппарата. Дети дошкольного возраста не могут производить даже краткосрочную динамическую или статическую работу. Способность к выполнению длительных физических нагрузок несколько увеличивается в младшем школьном возрасте.

Особенно выраженный рост работоспособности наблюдается в 11-12 лет. Этому значительно способствуют регулярные физические тренировки, занятие спортом. Однако работоспособность 16-летних сравнительно с 18-летними школьниками представляет 66-70%, тогда как в 18-летних объем работы лишь приближается к минимальному пределу аналогичных показателей взрослых.

Время на отдых школьников должно быть достаточным для полного возобновления их сил, и, как правило, должен быть значительно больше, чем время, тратящее на работу. Например, 17-летнему физически тренированному юноше необходимо в 4 раза больше времени на отдых чем он тратил на выполнение работы.

Работа средней тяжести и тяжелая физическая работа вызывают у девушек значительно больше и более резко физиологичных изменений, чем у ребят (особенно это касается изменений, связанных с половым дозреванием). Следует помнить, что чрезмерные нагрузки, которые не отвечают вековым особенностям, могут нанести большой вред ребенку.

Следовательно, чтобы обеспечить нормальное развитие детей, школьников необходимо привлекать их к умеренным гимнастическим упражнениям и посильному, правильно дозированному физическому труду в садике, на огороде, на пришкольном участке и тому подобное.