Деформации стоп являются одним из наиболее распространенных среди детей видов патологии. Существует множество методов их диагностики: визуальная оценка стопы, подометрия, плантография, рентгенография, биомеханические методы, КТ, МРТ и др. Использование какой-либо одной методики не позволяет разносторонне оценить функциональное состояние стоп.

Деформации стоп среди детей являются наиболее часто встречаемой ортопедической патологией, имеющей большую медицинскую и социальную значимость. При этом важно отметить, что частота деформаций стоп значительно варьирует в различных возрастных группах детей. В этой связи знание данных изменений биомеханики стопы и понимание функциональных нарушений, вызванных её деформациями, ещё раз убеждает нас в необходимости раннего выявления указанных нарушений и их правильной интерпретации. За последние десятилетия одной из наиболее частых причин обращений детей и родителей к ортопеду явилось предположение о наличии у ребенка деформаций стоп. При этом довольно часто выявляются различные клинические нарушения формирования стоп. Тем не менее, до настоящего времени не существует единых взглядов в подходах к диагностике и лечению, и особенно в объективности и правильной интерпретации данных осмотров.

Стопе, как органу опоры и движения, присущи три биомеханические функции: рессорная, балансировочная и толчковая. При её поражениях и заболеваниях страдают все функции. Общеизвестно, что пластичность стопы при нагрузке позволяет её скелету упруго трансформироваться. При уплощении сводов стопы страдает не только рессорная функция, но и балансировочная (поддержание равновесия тела), а также толчковая (придание телу ускорения при перемещениях). Деформации сводов стопы приводят к перераспределению нагрузки на неё в фазу опоры, смещению точек максимальных давлений. Деформации стопы могут быть связаны с изменениями её скелета, недостаточностью капсульно-связочного компонента, нарушением функции мышц.

Одним из самых распространенных поражений стопы является плоскостопие, приводящее к тяжелым последствиям не только в позвоночнике и тазовых органах, но и к нарушению функций органов грудной и брюшной полостей. Так, в % отношении плоскостопие диагностируется в 6-9 лет в 44% случаев, а к 11-14 годам достигает 53,6% (В.Л. Андрианов с соавт., 1988; С.И. Болтрукевич с соавт., 2006).

В подавляющем большинстве случаев у призывников диагностированы тяжёлые формы плоско-вальгусной деформации стопы (плоскостопия). У детей кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы, в сравнении с суставами взрослых, более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Использование врачом метода клинического осмотра недостаточно для полноценной и объективной оценки состояния стопы. Важно отметить, что частота деформаций стоп значительно варьирует в различных возрастных группах детей. В этой связи знание возрастных изменений биомеханики стопы и понимание функциональных нарушений, вызванных её деформациями, ещё раз убеждает в необходимости раннего выявления указанных нарушений и их правильной интерпретации.

Представляется чрезвычайно важным направлением создание скрининговых осмотров детей с использованием эффективных и доступных диагностических систем.

Уплощение сводов стопы приводит к изменению очертания стопы, быстрой утомляемости в ногах, болезненности при надавливании на стопы и середину подошвы. Походка теряет эластичность, плавность, и часто сопровождается болевыми ощущениями в суставах нижней конечности. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии. В связи с тем, что стопа играет исключительно важную роль при стоянии, ходьбе, беге, прыжках, больным плоскостопием не всегда подходят профессии, связанные с указанными движениями.

Согласно данным современной литературы, плоско-вальгусная деформация стопы рассматривается как многоплоскостная деформация.

Все элементы деформации формируют видимое нам снижение высоты продольного свода стопы разной степени. Ряд авторов указывают, что продольный свод практически не поддерживается активным сокращением мышц. У стоящего в покое человека отмечается минимальное или полное отсутствие активности со стороны глубоких и поверхностных мышц стопы и голени. В тоже время пространственно-функциональные взаимоотношения между таранной и пяточной костью, особенно положение головки таранной кости по отношению к sustentaculum tali, являются наиболее существенными в формировании плоско-вальгусной деформации. (Klaue K., 1990). Другим ключевым моментом в развитии деформации является укорочение наружной, опорной колонны стопы в результате формирующихся костных деформаций и мышечного дисбаланса.

Анализ причин нарушений основных функций организма детей, имеющих заболевания органов опоры, указывает на то, что чаще всего они бывают не столько из-за тяжести патологии, сколько из-за несвоевременности выявления, недостаточно раннего лечения, отсутствия профилактических мероприятий и недооценки роли врачебного контроля. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Таким образом, уточнение анатомических особенностей плоско-вальгусной деформации, изучение биомеханических характеристик стопы при этой патологии позволяет объективизировать подходы к выбору консервативного или оперативного лечения.