Одним из заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, которое случается довольно часто, является плоскостопие. Плоскостопием называется деформация, которая заключается в частичном или полном опущении продольного или поперечного (иногда обоих) сводов стопы.

Правильное строение стопы характеризуется наличием свода, которое является необходимым для осуществления двух функций: опорной (удержание веса тела при нагрузке на ноги) и амортизационной (амортизация толчков, возникающих при ходьбе или беге).

Своды стопы защищает от давления на мышцы, сосуды и нервы подошвенной стороны стопы. В результате уплощение костей резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что приводит к дефектам осанки. Может даже развиться деформация позвоночника.

Нормальное строение стопы предусматривает наличие поперечного и продольного свода. Высота внутреннего свода измеряется от бугорка ладьевидной кости и при нормальной форме стопы равен не менее 4 см. Внешний своды должен быть высотой — 2 см и выполняет опорную функцию.

От развития сводов зависит форма стопы, она бывает нормальной, сплющенной и плоской. Функциональная способность стопы определяется состоянием связочного аппарата, мышц и сухожилий, которые принимают участие в укреплении костных элементов стопы. Своды образуется связями стопы, мышцами стопы и голени. Здесь особенно важна роль связок, расположенных вдоль оси стопы.

Натяжения связочного аппарата, в свою очередь, зависит от активного напряжение мышц. Поэтому состояние мышц подошвенной стороны стопы (сгибатели пальцев), а также мышц голени, в частности тех, которые прикрепляются к ладьевидной кости (передняя и задняя большеберцовая мышцы) и к костей плесни (длинный и короткий малоберцовые мышцы), обеспечивают сгибание стопы.

Ухудшение функций стопы сопровождается жалобами на быструю утомляемость мышц ног, пониженную устойчивость к статическим нагрузкам, болевым ощущениям в стопе и передней поверхности голени.

Самой распространенной причиной возникновения плоскостопия многие ученые считают переутомление мышц. Если часто и длительно повторять большие нагрузки без соответствующего отдыха, то связочный аппарат теряет свою эластичность и растягивается.

Мышцы, которые находятся все время в напряженном состоянии, переутомляются и постоянно ослабляются. Тогда свод поддерживается связочным аппаратом, который не имеет способности сокращаться, поэтому также постепенно растягивается и ослабляется. Кости стопы, образующие свод, при этом смещаются друг относительно друга, и стопа теряет рессорные функции.

Нередко образование плоской стопы в детском возрасте связано с увеличением массы тела, что заставляет ее, находясь долгое время на ногах, возвращать голени снаружи и занимать «удобное» положение, чтобы не утомлять мышцы. Такое неправильное положение стоп со временем закрепляется. При этом происходит растяжение мышц, приводящих в действие передний отдел стопы и возвращают голень внутрь, что в итоге приводит к нарушению взаиморасположения всех мышц и связок стопы, ее деформации в виде плоскостопия.

Стопе на ранних стадиях онтогенеза свойственна плоскостопие, к 4-5 годам плоская стопа не является патологией. В этиологии плоскостопия принято рассматривать врожденную и приобретенную формы.

Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко и является недостатком внутриутробного развития скелета стопы. Приобретенная плоскостопие, в зависимости от причин, ее вызвавших, делится на рахитические, травматическое, паралитическое и статическое.

Плоскостопие

I — травматическая — возникает после переломов костей ступни и икры — ступни сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипса способствует плоскости сводов стопы.
II — паралитическая — возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной системы.
III — статическая — возникает вследствие слабости мышц голени и ступни. Причины развития статического плоскостопия могут быть разными – увеличение массы тела, работа стоя, уменьшение силы мышц при физиологическом старении т.д. К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственность. К внешним причинам – перегрузка стоп, связанная с профессией, неудобная обувь.
IV — рахитическая — возникает при чрезмерной эластичности связок и ослабленные мышц сводов стопы. Причиной может быть недостаток витамина Е и микроэлементов — при рахите или общем истощении.

Следует отметить, что согласно медицинской статистики жители развитых стран страдают плоскостопием значительно чаще, чем граждане третьего мира. Например, в Европе и Америке до 70% людей имеют ту или иную степень плоскостопия, а в Индии этот дефект наблюдается только у 4%. В той же Индии было проведено интересное исследование, которое показало, что чем позже человек начинает носить обувь, тем меньше у нее шансов иметь плоскостопие. Для тех, кто обулся после 16 лет он составил менее 2%.

При плоскостопии первой степени, после физических нагрузок появляется ощущение усталости в ногах, при нажатии на стопу возникает болезненное ощущение, походка становится менее пластичной, к вечеру ступня отекает.

При плоскостопии второй степени боль сосредотачивается не только в стопах, но и распространяется на участки лодыжек, голени. Боли более сильные и частые. Мышцы ступни значительной степени теряют эластичность, а походка плавность.

Третья ступень плоскостопия — резко выраженная деформация стопы. Боль в стопах, голени, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется нестерпимая головная боль. При третьей степени плоскостопия занятия спортом становятся невозможными, значительно снижается работоспособность, даже спокойная, непродолжительная походка затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.

Состояние свода стопы определяют визуально, а при подозрении на плоскостопие степень ее сплющивание исследуется с помощью плантограмм — отпечатков стопы. Его суть: пациенту предлагают нанести на подошву любой жирный крем (масло) и стать на бумагу (или смочить подошву водой и стать на сухую поверхность). В местах контакта стопы с бумагой остается отпечаток подошв — плантограмме.

На плантограмме нормальной стопы участок пятки соединяется с передней частью стопы узким перешейком. Отпечаток сплющенной стопы этот перешеек значительно шире, участок пятки не сужаясь переходит в передний отдел стопы.

Для определения степени уплощение стопы на плантограмме проводят несколько линий: касательной — к наиболее выступающим точкам внутренней части стопы (ВГ); линию АБ, проходящей через основание второго пальца до середины пятки (продольная ось стопы); линию ИП, перпендикулярной АВ и проходящей через ее середину, к пересечения с касательной ( ВГ). На последней линии отмечают точку Д (внешний край отпечатка), точку Е ( внутренний край отпечатка) и точку Ж, возникающее в месте пересечения с касательной линией. По этим линиям определяют индекс стопы, то есть отношение ширины опорной ее части (ДЕ) в незагруженной части (Еж). Этот индекс в нормальной стопе приближается к 1, сплющенной — колеблется от 1 до 2, а плоские имеют индекс более 2.

Для устранения функциональных недостатков стопы особенно важное значение приобретают физические упражнения. Они должны быть направлены на повышение силовой выносливости мышц нижних конечностей, участвующих в поддержании свода стопы. Это упражнения на:

  • приведение стопы;
  • сгибание пальцев;
  • упражнения для большеберцовых мышц.

На первых занятиях выполняются упражнения с исходным положением — сидя и лежа, с целью устранения влияния веса на свод стопы. Затем, постепенно увеличивая нагрузку, используются упражнения с сопротивлением, предметами для сгибания пальцев и большеберцовых мышц.

Для закрепления коррекции стоп используются различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешней стороне стопы, с параллельной постановкой стоп и т.д.). Специальные упражнения необходимо сочетать с общеразвивающими для всех мышечных групп с целью выравнивания тонуса мышц нижних конечностей. Широко также используются упражнения для воспитания правильной осанки.

Большинство реабилитологов разделяют мнение, что при занятиях физическими упражнениями особое внимание следует обращать на движения, которые дают динамические нагрузки на стопу и способствуют развитию и укреплению суставно-связочного и мышечного аппарата стопы, голени и бедра.

При выполнении динамических упражнений с большой амплитудой, продольный свод стопы меньше сплющивается, чем при статических. Среди наиболее доступных динамических упражнений выделяют ходьбу и ее разновидности.
Однако, при проведении занятий необходимо помнить, что систематическое переутомление мышц нижних конечностей, особенно в детском возрасте, может стать непосредственной причиной возникновения функциональной недостаточности стопы, а затем и статического плоскостопия. Поэтому занятия необходимо проводить регулярно с обязательным контролем и соблюдением принципа постоянного повышение нагрузки.

Почти все авторы, исследующие проблему лечения и профилактики плоскостопия, много внимания уделяют специальным прикладным упражнениям, таким как захвата стопам мяча, мелких предметов, поднятия с пола карандашей и палочек, способствующие более интенсивному напряжению мышц спины, голени и бедра.

Для укрепления мышц, которые принимают активное участие в поддержке нормальной высоты сводов, рекомендуется также ходьба босиком по рыхлой почве, песку, гальке, выкошенному лугу, бревне. Механизм действия подобных упражнений заключается в рефлекторном напряжении мышц стопы при ходьбе по неровной почве.

Напряжению мышц, принимающих активное участие в поддержке глубины и формы сводов стопы, способствуют такие прикладные упражнения, как лазанье по канату и шесте.

Исследованиями некоторых авторов установлено, что подвижные игры занимают особое место в кинезитерапии плоскостопия.
По мнению некоторых авторов для устранения плоской стопы у детей, связано с функциональной недостаточностью, и для укрепления развития связочного аппарата нижних конечностей необходимо заниматься некоторыми видами спорта — это спортивные игры, плавание, ходьба, бег, фигурное катание, ходьба на лыжах.

Некоторые авторы считают занятия плаванием одним из основных средств в профилактике и лечении плоскостопия и рекомендуют плавание в ластах стилем «кроль» для усиления воздействия на мышцы стопы.

Тренировочный влияние на мышцы стопы может быть достигнуто при погружении в теплую воду с использованием различных грузов и поплавков, при ходьбе в воде с разной скоростью и при форсированной разработке движений в суставах нижних конечностей, потому что гидростатические свойства воды позволяют проводить обучение в условиях максимального сниженной гравитационной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

В процессе физического воспитания при плоскостопии необходимо исключать упражнения, способствующие перегрузке стопы: ношение груза; длительное стояние; упражнения, которые предусматривают широкую постановку стоп и разведение пальцев ног. Ходьба на внутренней части стопы, сопровождается увеличением нагрузки на связочный аппарат внутреннего края стопы.

Лечебная физическая культура применяется при всех видах плоскостопия. Ее задачи:

  1. Укрепление всего организма, повышение силовой выносливости мышц нижних конечностей;
  2. Устранение вальгусной поставки пятки и увеличение высоты сводов стопы.

Важное значение в профилактике и лечении плоскостопия имеет использования рациональной обуви, которую следует подбирать по размеру и форме стопы. Подошва должна быть с упругим супинатором на среднем (для женщин 3-4 см) каблуке. Запрещается носить обувь на мягкой, эластичной резиновой подошве (кеды, кроссовки, резиновые сапоги и т.д.).

Кроме лечебных упражнений, контрастных ванн для ног и массажа иногда врачи рекомендуют носить вкладыши-супинаторы в обычной обуви или специальную ортопедическую обувь.

Если консервативная терапия не эффективна, боль не уменьшается и прогрессирует деформация, показано оперативное лечение.
Похожие новости: Плоскостопие у детей |