Тревожность детей школьного возраста

Результаты изучения уровня тревожности младших школьников свидетельствуют, что большинство учащихся имеют средний уровень тревожности (показатели — в пределах нормы). Вместе с тем практически у каждого пятого выявлен высокий уровень тревожности и только у 7 % данный показатель ниже нормы. В результате эмпирического исследования было выявлено, что 21 % первоклассников имеют высокий уровень тревожности, это составляет 30 % от общего числа «тревожных» младших школьников. Другими словами, практически каждый третий учащийся 1 класса испытывает тревожность повышенного уровня, что можно объяснить процессом адаптации к новой социальной ситуации.

В течение второго года обучения количество «тревожных» учащихся составляет 7,2 % , в 3 классе изучаемый показатель возрастает до 17,7 %, а в 4 — он равен 28,5 %. Объяснить выявленную тенденцию можно несколькими причинами. Во-первых, по мере взросления школьника не только возрастает объем знаний, сфера интересов, уровень способностей и навыков, но также расширяется круг обязанностей, увеличивается ответственность учащихся. Данные изменения сопровождаются повышением требований со стороны взрослых (в первую очередь — родителей и учителей) и способствуют выработке дифференцированных критериев самооценки школьников. С другой стороны, повышение уровня тревожности школьников может быть обусловлено предстоящими изменениями школьной жизни (смена учителя, изменение состава класса). Важными факторами, способствующими повышению тревожности, являются не только индивидуальные, но и общевозрастные особенности: учащиеся 4 классов находятся на границе младшего школьного и подросткового возрастов, следовательно, проявление тревожности может быть показателем начала возрастного кризиса (в соответствии с периодизацией Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина).
По мере перехода из средних в старшие классы увеличивается количество школьников, имеющих высокий уровень общей тревожности.

Увеличению данного параметра способствует значительный рост уровня школьной тревожности. Что касается «самооценочной» тревожности, то ее показатели по выборке снижаются. В то же время следует отметить довольно высокие показатели «межличностной» тревожности. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущим видом жизнедеятельности и общение с друзьями является наиболее значимым фактором для подростков, определяет общий ход личностного развития. Также выявлено, что такое общение со сверстниками не теряет своей актуальности и в старших классах (ранний юношеский возраст).

Так же стоит отметить, что под общей тревожностью в школе понимается общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Выявлено, что в целом (по мере адаптации школьников к процессу обучения) показатель общей тревожности и степень переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего, со сверстниками) постепенно снижаются.

Эмпирически подтверждено, что третья часть школьников испытывает фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижений высокого результата и т. д.), переживание которой обостряется в 8 классе (подростковый возраст). Что касается показателя «страх самовыражения», то замечена следующая закономерность: более трети учащихся испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.
Среди пятиклассников половина испытывают страх в ситуации проверки знаний и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».

Тревожность детей школьного возрастаСнижение выраженности показателя «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» в процессе перехода из класса в класс можно интерпретировать следующим образом. В 5 классе происходит смена системы обучения, кардинальные изменения организации школьной жизни, то есть переход в среднюю школу носит стрессогенный характер. Все это влияет на особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника. Постепенно их умственные способности развиваются, учащиеся адаптируются к условиям обучения и мыслительным нагрузкам.
Как показали результаты исследования, больше трети школьников независимо от года обучения испытывают тревожность из-за проблем и страхов в отношениях с учителями, что сопровождается общим негативным эмоциональным фоном отношений со взрослыми в школе, снижающим успешность обучения.
1. Результаты изучения уровня тревожности младших школьников показали, что для 20 % младших школьников характерен высокий уровень тревожности. Значимых различий между уровнем тревожности девочек и мальчиков младшего школьного возраста не выявлено.
2. При оценке тревожности учащихся 8–10 классов были получены следующие результаты: 34 % школьников 8 классов имеют высокий уровень школьной тревожности, 25 % опрошенных — общей и связанной с межличностными отношениями. 16 % — самооценочной тревожности.
У 54,5 % школьников 9 классов был выявлен высокий уровень школьной тревожности, у 33,5 % — общей, у 26 % — связанной с межличностными отношениями. У 7 % — самооценочной тревожности. Следует отметить, что у девочек по сравнению с мальчиками более высокие показатели по всем типам тревожности.
60,5 % школьников 19 классов имеют высокий уровень школьной тревожности. 32,5 % — общей, 35 % — связанной с межличностными отношениями и 9,5 % — самооценочной тревожности.
Подчеркнем, что по мере перехода из средних в старшие классы увеличивается количество школьников, имеющих высокий уровень общей тревожности.
3. При оценке уровня тревожности учащихся 5–7 классов по методике Филлипса было выявлено, что 32 % из них испытывают общую тревожность в школе. У шкодьников 5 классов она встречается чаще (38 %). По мере обучения снижается переживание социального стресса. 33 % школьников испытывает фрустрацию потребности в достижении успеха, переживание которой обостряется в 8 классе (подростковый возраст). 38 % учащихся испытывают страх самовыражения, 40 % — страх в ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, причем наибольший удельный вес таких переживаний приходится на учеников 5 классов (50 %). 25 % школьников имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. 34 % — проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Детская тревожность

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают, что проблема повышенной тревожности школьников остается по-прежнему актуальной. Причинами этого негативного эмоционального состояния становятся не только индивидуально-типические характеристики (пол, возраст, особенности личности и т. д.), но и особенности внешней ситуации, ближайшее окружение учащихся. В связи с этим дальнейшая работа специалистов со школьниками, имеющими повышенный уровень тревожности, должна носить дифференцированный и в то же время комплексный характер. Дифференцированный подход обеспечивает эффективность психокоррекционной работы с учащимися (учет возраста, источников и содержания тревожности), а комплексный — раскрывает необходимость совместных усилий взрослых, имеющих отношение к ребенку (родителей, педагогов, психологов, администрации школы и др.) по созданию условий, способствующих эмоциональному развитию учащихся и сохранению их соматического и психологического здоровья.
Имеется ряд рекомендаций, существенно снижающих тревожность школьника:

  1. Способствовать достижению реального успеха ребенком в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов («сегодня нарисовал лучше, чем вчера»; «быстрее убрал игрушки» и т. д.).
  2. Организовать щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
  3. Поддерживать благоприятную эмоциональную обстановку и дома, и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  4. Способствовать формированию благоприятного микроклимата в школьном коллективе. Уделять внимание «непопулярным» школьникам, развивать их положительные качества и помочь в преодолении сложностей личностного и межличностного характера.