Здоровье и болезнь — единство противоположностей

О здоровье и болезни можно судить субъективно и объективно. В первом случае вывод делает сам человек, во втором — врач, что его обследует. При этом их выводы могут не совпадать. На ранних стадиях многих не наследственных и некоторых наследственных болезней человек чувствует себя полностью здоровым, хотя объективно в организме уже наблюдаются патологические процессы. И, напротив, человек может чувствовать себя плохо, хотя объективные признаки заболевания отсутствующие. Опасно, когда человек находится в состоянии предболезни, а чувствует себя полностью здоровой, игнорируя рекомендации медиков.

Трудно провести четкий предел между здоровым и больным человеком. Больной считается человек, когда у нее нарушенная функция организма, физиологичной системы или всего организма, потерянная ли их взаимная согласованность. В результате болезни нарушается равновесие между организмом и внешней средой. Как, например, квалифицировать состояние организма в период полового дозревания.
Свидетельствуют ли о нарушении здоровья удалены зубы или рубцы после травм? Организм уже не является целостным, но он не является больным в привычном понимании этого слова. Тому, при оценке здоровый я человека чаще всего пользуются сроком: «практически здоровый», который значит, что невзирая на некоторые дефекты и нарушения, состояние организма удовлетворяет требования, которые выдвигаются внешней средой.

К тому же, мировая статистика свидетельствует, что число детей, которые рождаются с разной степенью физиологичной незрелости приближается к 90%. Это значит, что абсолютно здоровым рождается лишь 1 ребенок с 10. В первые дни своей жизни ребенок выглядит здоровым, но физиологичная незрелость может проявляться позже в виде аллергии, бесконечных застуд, сколиоза, диабета, астмы, невроза. А позже, став взрослыми такие дети страдают от атеросклероза, диабета; ишемической болезни сердца, рака и тому подобное.

В практике медицины различают несколько градаций здоровья : абсолютно здоровый, здоровый, практически здоровый и больной.
Для оценки здоровья детей и подростков в соответствии с существующими современными представлениями существует 5 критериев:
1. Уровень физического развития

  • степень его гармоничности
  • соответствие биологического возраста календарному (паспортному).

Оценка физического развития является важным прогностическим показателем состояния здоровья человека. Такая оценка позволяет выделить группы, которые находятся в состоянии риска, а это в свою очередь играет важную роль для диагностики и профилактики разных заболеваний. Часто низкое физическое развитие считают главной причиной заболеваний. В свою очередь хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития.
Физическое развитие — это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма. С другой стороны — это степень дозревания на каждом жизненном отрезке.
Существует три фазы процесса физического развития:

  • повышение его уровня (к 25р.)
  • относительная стабилизация (к 60р.)
  • постепенное снижение физических возможностей человека.

На физическое развитие влияют три группы факторов: биологические (наследственность), климатогеографические (климатические и метеорологические условия в разных климатогеографических зон), социальные (условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание физического воспитания).

Отдельные авторы считают, что физическое развитие определяется лишь морфологическими показателями (длина, масса тела, объем грудной клетки). По мнению других авторов такой метод оценки свидетельствует лишь о биологическом развитии ребенка и не является признаком прочности здоровья. Подтверждениям тома — гетерохронность развитию современных детей, которое характеризуется ускоренными темпами роста, увеличением размеров тела и ускорением полового дозревания при низких показателях функциональных возможностей, которые отвечают паспортному возраста, или, даже, является ниже их стандартов. Следовательно, ошибочной можно считать характеристику физического развития только по линейным и весовым показателям. Его адекватная оценка требует учета результатов тестирования функциональных возможностей организма.

В каждом классе можно выделить три группы учеников: акселлераты (деть, в которых биологический возраст опережает паспортный возраст); медианты (деть, в которых биологический возраст отвечает паспортному) и реторданти (деть, в которых паспортный возраст опережает биологический). Этот факт необходимо учитывать при определении физического развития детей и при подборе и дозировании физических упражнений (у акселлератов наблюдается повышенная заболеваемость).

2. Уровень функционирования основных систем организма
Уровень функционирования основных систем организма — критерий, который характеризует здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом вековых особенностей. У отдельных детей могут оказываться функциональные нарушения при отсутствии заболевания. Причины таких отклонений очень разнообразны: быстрый темп роста в определены вековые периоды (6-7р.; 11-13р.(девушки) но 13-15р.(ребята)), что приводит к несоответствию структуры и функций органов; неблагоприятные семейно-бытовые условия; чрезмерные уму и физические нагрузки и тому подобное.
При оценке функционального состояния большое внимание уделяется определению функционального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем. Оценивается также сон, аппетит, настроение, эмоциональное состояние, общение с другими детьми, особенности усвоения учебного материала и тому подобное.

3. Уровень физической подготовленности
Выявленный значительный уровень взаимосвязи ( коэффициент корреляции от 0,541 до 0,897) показателей соматического здоровья детей и подростков с результатами двигательных тестов, которые характеризуют силу (кисти и сословную), скорость, общую выносливость и скоростно-силовые возможности). Этот факт можно использовать для улучшения уровня здоровья детей путем действия на отдельные составляющие физической подготовленности средствами физического воспитания.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам 
Степень сопротивляемости организма определяется количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний (или обострений хронических) за год. Острые респираторно-вирусные заболевания (ОРВИ) наиболее распространены среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следует выделить также острые детские инфекции (ветреная оспа, краснуха, эпидемический паротит, корь и тому подобное), острые кишечно-желудочные заболевания, аллергические реакции.

По статистике наиболее распространенными заболеваниями среди детей являются болезни органов дыхания (к 50%) и систематические ГРВЗ (90%), что свидетельствует о снижении сопротивляемости организма неблагоприятным фактором окружающей среды.

За количеством перенесенных острых заболеваний за год детей делят на три группы: 1 — те, что ни разу не болели; 2 — те, которые болели эпизодически (1-3р. на протяжении года); 3 — те, которые болели часто (4р. и больше). Отсутствие острых заболеваний на протяжении года, или их эпизодический характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка.

5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний
По данным Министерства здравоохранения около 90% детей школьного возраста имеют отклонение в состоянии здоровья. За последние 5 лет на 41% увеличилось детей, которые принадлежат к специальной медицинской группе
На основе всех вышеупомянутых критериях детей и подростков делят на пять групп здоровье.
К I группы здоровья относят здоровых детей, которые не имеют хронических заболеваний; физическое и психическое развитие которых отвечает их вековым особенностям; тех, кто редко болеет.
К II группы принадлежат здоровые дети с морфофункцыональними отклонениями, но без хронических заболеваний; те, кто часто болеет. (Например, с отклонениями в физическом развитии, не связанные с эндокринной патологией; с нарушениями осанки; плоскостопием и тому подобное).
К II группы — относят детей с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Это деть, которые не принимая во внимание хронические заболевания, редко болеют ГРВЗ и имеют высокую работоспособность.
К ІV группы принадлежат дети, которые имеют хронические заболевания в стадии субкомпенсации; те, что часто болеют, со сниженной работоспособностью.
К V группы относят детей, которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации. Они практически не посещают дошкольные заведения и общеобразовательные школы, поскольку по состоянию здоровья находиться в специально-лечебных заведениях.