Из курса школьной программы всем известно, что на внедрение любого чужерод­ного агента (аллергены, инфекционные агенты) наш организм, а точнее иммунная система, реагирует выработкой антител.

immunitet

При взаимодействии чужеродного агента и анти­тела возникают так называемые циркулирующие иммунные комплексы, которые могут осаждаться в различных органах и тканях, повреждая их. Роль антител в организме традиционно исполняют им­муноглобулины — белки крови, обладающие осо­бой избирательностью и специфичностью.

Иммунный ответ осуществляется лимфоидной системой — органом иммунитета. К этой системе относятся тимус, или вилочковая железа, лимфа­тические узлы, иммунокомпетентные клетки ки­шечника. Выработка антител происходит в пери­ферических органах, развитие и функционирова­ние которых зависит от центральных. Клетки, осу­ществляющие иммунные реакции, называют им­мунокомпетентными клетками. С 1969 года ис­пользуются символы Т и В для обозначения имму­нокомпетентных клеток.

Т-система реализует иммунный ответ клеточ­ного типа, то есть на клеточном уровне. В-система ответственна за гуморальный иммунитет, который осуществляется на тканевом уровне компонента­ми крови. При этом Т-система контролирует работу В-системы. Соответственно, клетки белой крови — лимфоциты, участвующие в работе этих систем, называются Т- и В-лимфоцитами. Если они выра­батываются в достаточном количестве и не по­вреждены, то иммунный ответ обеспечивается в полном объеме. Но если под влиянием различ­ных внешних и внутренних факторов либо снижа­ется количество иммунокомпетентных клеток, ли­бо нарушается их функционирование, в этом слу­чае возникают различные нарушения иммунитета, в том числе иммунодефицитные состояния, приво­дящие к частой заболеваемости.

Характерной особенностью раннего перио­да детства (от года до трех лет) и дошкольного пе­риода является высокая пролиферативная актив­ность лимфоцитов (их способность к размноже­нию), при этом фракция недифференцированных, «наивных» лимфоцитов (не способных включиться в процесс защиты организма) у детей больше, чем у взрослых, присущ и более высокий уровень кле­точной цитотоксичности (повреждение клеток тка­ней организма). Именно в этом возрасте происхо­дит переориентация иммунного ответа на инфек­ционные антигены, то есть формируется иммун­ный ответ как у взрослых. Иными словами, у детей вплоть до школьного возраста иммунная система является незрелой, а потому уязвимой для различ­ного рода повреждающих факторов.

У большинства ЧБД выявляются особенности функционирования иммунной системы, которые в значительной степени связаны с процессами ее развития и созревания. У многих детей с часты­ми ОРИ предполагается наследственно обуслов­ленный «поздний старт» иммунной системы (тран- зиторная семейная дисфункция). Но эти функцио­нальные особенности следует рассматривать как адаптивные. Также замечено, что уровень заболе­ваемости ОРИ взаимосвязан с частотой выявле­ния аллергии.

Нередко частые и длительные ОРИ представ­ляют собой проявление наследственной, врожден­ной или приобретенной патологии, например му- ковисцидоза (поражение органов, выделяющих слизь), врожденного стридора (свистящее шумное дыхание), селективного дефицита иммуноглобули­нов и так далее. Выяснение причины частых оРи в каждом конкретном случае позволяет выработать индивидуальную программу иммунореабилитации.