Состояние нервной системы человека является важным критерием здоровья. Эмоциональные перегрузки студентов, переутомление от умственной работы, вводят нервную систему в ряд важнейших, которая нуждается в первоочередном внимании.

Известно, что физические упражнения увеличивают лабильность нервно-мышечного аппарата, совершенствуют функциональную подвижности нервных процессов. Под влиянием систематических тренировочных занятий устанавливается некоторое преобладание парасимпатической иннервации, что проявляется поддержанием артериального давления в пределах нормы, урежении и усилении частоты сердечных сокращений, урежении и углублении дыхания. Совершенствование функциональной подвижности нервных процессов происходит, дифференцировано в зависимости от характера и особенностей мышечной нагрузки, объема двигательной активности и состояния здоровья студента.

Учитывая большой диапазон ответных вегетативных реакций на различные режимы физической нагрузки необходим поиск объективных критериев, позволяющий проводить скрининг-диагностику адаптивных резервов у студентов и разработки индивидуальных реабилитационных программ.

При расстройствах нервной системы у учащихся на занятиях физической культурой решаются следующие задачи:

  • общее укрепление организма;
  • нормализация жизненно важных функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательных и вегетативных;
  • повышение устойчивости вестибулярного аппарата и защитных сил организма;
  • улучшение работоспособности;
  • воспитания волевых навыков и др.

Для студентов с неблагоприятной вегетативной реакцией организма (выраженной симпатикотонией) в практике физического воспитания необходимо больше применять индивидуально-дифференцированные методы работы.

Таким образом, для активного отдыха и снятия напряжения у студентов в учебные занятия следует включать такие упражнения, как дыхательные, общеукрепляющие и общеразвивающие, релаксационные (упражнения на расслабление мышц шеи, плечевого пояса и др.), на равновесие и координацию движений, на растягивание мышц — стретчинг, йога в спокойном темпе и доброжелательной атмосфере. Вводить в учебные занятия продолжительные пешеходные прогулки, терренкур по пересеченной местности, плавание, ходьбу на лыжах и др.