Из курса школьной программы всем известно, что на внедрение любого чужеродного агента (аллергены, инфекционные агенты) наш организм, а точнее иммунная система, реагирует выработкой антител.


При взаимодействии чужеродного агента и антитела возникают так называемые циркулирующие иммунные комплексы, которые могут осаждаться в различных органах и тканях, повреждая их. Роль антител в организме традиционно исполняют иммуноглобулины — белки крови, обладающие особой избирательностью и специфичностью.

Особенности иммунной системы у детей

Органы иммунной системы

Иммунный ответ осуществляется лимфоидной системой — органом иммунитета. К этой системе относятся тимус, или вилочковая железа, лимфатические узлы, иммунокомпетентные клетки кишечника. Выработка антител происходит в периферических органах, развитие и функционирование которых зависит от центральных. Клетки, осуществляющие иммунные реакции, называют иммунокомпетентными клетками. С 1969 года используются символы Т и В для обозначения иммунокомпетентных клеток.

Т-система реализует иммунный ответ клеточного типа, то есть на клеточном уровне. В-система ответственна за гуморальный иммунитет, который осуществляется на тканевом уровне компонентами крови. При этом Т-система контролирует работу В-системы.

Соответственно, клетки белой крови — лимфоциты, участвующие в работе этих систем, называются Т- и В-лимфоцитами. Если они вырабатываются в достаточном количестве и не повреждены, то иммунный ответ обеспечивается в полном объеме. Но если под влиянием различных внешних и внутренних факторов либо снижается количество иммунокомпетентных клеток, либо нарушается их функционирование, в этом случае возникают различные нарушения иммунитета, в том числе иммунодефицитные состояния, приводящие к частой заболеваемости.

Характерной особенностью раннего периода детства (от года до трех лет) и дошкольного периода является высокая пролиферативная активность лимфоцитов (их способность к размножению), при этом фракция недифференцированных, «наивных» лимфоцитов (не способных включиться в процесс защиты организма) у детей больше, чем у взрослых, присущ и более высокий уровень клеточной цитотоксичности (повреждение клеток тканей организма). Именно в этом возрасте происходит переориентация иммунного ответа на инфекционные антигены, то есть формируется иммунный ответ как у взрослых. Иными словами, у детей вплоть до школьного возраста иммунная система является незрелой, а потому уязвимой для различного рода повреждающих факторов.

У большинства часто болеющих детей ЧБД выявляются особенности функционирования иммунной системы, которые в значительной степени связаны с процессами ее развития и созревания. У многих детей с частыми ОРИ предполагается наследственно обусловленный «поздний старт» иммунной системы (транзиторная семейная дисфункция). Но эти функциональные особенности следует рассматривать как адаптивные. Также замечено, что уровень заболеваемости ОРИ взаимосвязан с частотой выявления аллергии.

Нередко частые и длительные ОРИ представляют собой проявление наследственной, врожденной или приобретенной патологии, например муковисцидоза (поражение органов, выделяющих слизь), врожденного стридора (свистящее шумное дыхание), селективного дефицита иммуноглобулинов и так далее. Выяснение причины частых ОРИ в каждом конкретном случае позволяет выработать индивидуальную программу иммунореабилитации.