В современных условиях в Украине сложилась критическая ситуация с состоянием здоровья населения. Почти 90 процентов детей, учеников и студентов имеют отклонение в здоровье, свыше 50 процентов — неудовлетворительной физической подготовки, около 70 процентов взрослого населения — низкого и более низкого от среднего уровеня физического здоровья.
В нашем государстве разрабатываются программы и направления для улучшения уровня физического здоровья, улучшения качества жизни, где реабилитации предоставляется одно из ведущих значений.

Комитет экспертов по реабилитации ВООЗ (1963) отметил, что реабилитация — это процесс, «целью которого является предотвращение инвалидности во время лечения заболевания и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, социальной и экономической полноценности, на которую он будет способен в пределах существующего заболевания».

kinesiterapevta

Реабилитация — это общественно необходимое функциональное и социальнотрудовое возобновление здоровья больных и инвалидов, что осуществляется комплексным проведением медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических, государственных, общественных и других мероприятий, с помощью которых можно вернуть потерпевших к обычной жизни и труду, в соответствии с их состоянием.
Главными заданиями реабилитации являются:

  1. функциональное возобновление (полное или компенсация при недостаточном или отсутствии возобновления);
  2. приспособления к повседневной жизни и труду;
  3. привлечения к трудовому процессу;
  4. диспансерный надзор за реабилитированными.

Реализация этих заданий решает основную цель реабилитации — адаптация к труду на предыдущем рабочем месте или реадаптация, то есть труд с меньшими нервно-психическими и физическими нагрузками на новом рабочем месте, но на том же предприятии. В иных случаях целью реабилитации будет переквалификация и труд на том же предприятии, а, когда это невозможно, то переквалификация в реабилитационном центре и трудоустройство в соответствии с новой профессией и состоянием человека. В педиатрии цель реабилитации не сводится только к возвращению ребенка к состоянию перед заболеванием и в детский коллектив, но и к физическому и психическому развитию соответственно.
Для эффективности реабилитации специалист должен придерживаться таких принципов:

  • Раннее начало реабилитационных мероприятий. Это помогает быстрее возобновить функции организма, предупредить осложнение и в случае развития инвалидности — бороться с ней из первых этапов лечения.
  • Непрерывность реабилитационных мероприятий. Этот принцип лежит в основе эффективности реабилитации, потому, что только непрерывность и поэтапная реабилитационных процессов является залогом сокращения времени на лечение, снижение инвалидности и расходов на восстановительное лечение, долговременное материальное содержание инвалидов.
  • Комплексность реабилитационных мероприятий. Под руководством врача, реабилитация проводится и другими специалистами: социологом, психологом, педагогом и др.
  • Индивидуальность реабилитационных мероприятий. Реабилитационные программы складываются индивидуально для каждого пациента при этом учитывается: общее состояние, само заболевание, исходный уровень физического развития, психологическое состояние, возраст, пол, профессия.
  • Необходимость реабилитации в коллективе. Прохождение реабилитации в коллективе себе подобных людей морально поддерживает пациента, нивелирует дискомфорт связанный с последствиями заболевания.
  • Возвращение пациента к активному труду. Это достижение основной цели реабилитации, которая делает человека материально независимым, морально довольным, психически стойким, активным участником общественной жизни.

Реабилитацию разделяют на три взаимсвязанных вида:
1. Медицинская — фундамент реабилитационного процесса. От ее эффективности зависит использование дальнейших видов реабилитации, их длительность и объем. Этот вид реабилитации направлен на возобновление здоровья, ликвидацию патологического процесса, предупреждения осложнений, возобновления или частичную компенсацию нарушенных функций, противодействие инвалидности, подготовку тех, которые выздоравливают и инвалидов к бытовым и трудовым нагрузкам. В подавляющем большинстве реабилитация завершается в медицинских заведениях.
Составной и неотъемлемой частью медицинской реабилитации является ФИЗИЧЕСКАЯ реабилитация заданиям которой есть: мобилизация сил организма, активизация защитных и пристосувальних механизмов, предупреждения осложнений, ускорения возобновления функций разных органов и систем, сокращение сроков клинического и функционального возобновления, адаптация к физическим нагрузкам, возобновлению работоспособности.
Одновременно проводится психологическая подготовка пациента к преодолению трудностей, связанных с болезнью и возможными последствиями к необходимой переквалификации. Эта подготовка предшествует трудотерапии, которая начинается во время медицинской реабилитации.

2. Социальная или бытовая реабилитация — государственно-общественные действия, которые направлены на возвращение человека к активной жизни и труду, правовая и материальная защита ее существования. Соответствующими специалистами проводятся мероприятия по возобновлению социального статуса лица путем организации активного образа жизни, возобновления ослабленных или потерянных социальных связей, создания морально-психологического комфорта в семье и на работе, обеспечение культурных потребностей человека, отдыха, занятий спортом.
Основной целью для тяжелобольных является развитие навыков для самообслуживания. В этом процессе большого значения приобретает совместная работа реабилитолога, специалиста по трудотерапии и психолога. Своими действиями они готовят пациента к пользованию стандартным или специально разработанным устройствам, которые облегчают самообслуживание. Решение материальных вопросов юристами, работниками жилищно-коммунальной сферы, социологами дает возможность инвалиду сохранить свою личность и не чувствовать себя вне общества.

3. Профессиональная (производственная) реабилитация — это подготовка пациента к труду. Ее реализация зависит от характера и течения болезни, функционального состояния и физической возможности больного, его профессии, квалификации, стажа работы, должности, условий труда и желания стать к работе.

Does-Physical-Therapy-Really-Help-

В медицинской реабилитации, согласно рекомендациям экспертов ВООЗ, различают два периода: больничный и послелечебный, в каждого из них есть определении этапы. Первый период включает I этап реабилитации — больничный (стационарный), а послелечебный период — ІІ этап — больничный или реабилитационный, санаторный и ІІІ этап — диспансерный.

I этап реабилитации — больничный (стационарный) — начинается в больнице, где после установления диагноза врач составляет больному программу реабилитации. Она содержит терапевтические или хирургические методы лечения и спрямьвана на ликвидацию или уменьшение активности патологического процесса, предупреждения осложнений, развитие временных или постоянных компенсаций, возобновления функций органов и систем пораженных болезнью, постепенную физическую активизацию пациента. На этом этапе в обновляющем лечении применяют лечебную физическую культуру, лечебный массаж, средства физиотерапии, элементы трудотерапии. При окончании этого этапа проводят контроль за физическим состоянием пациента и дальнейшую коррекцию реабилитационных мероприятий.

ІІ этап реабилитации — поликлинический, или реабилитационный, санаторный начинается после выписки из стационара, в поликлинике, реабилитационном центре, санатории в условиях улучшения и стабилизации состояния пациента, при значительном расширении двигательной активности. На этом этапе используются все средства физической реабилитации, проводится подготовка человека к трудовой деятельности, а инвалиды овладевают устройствами к самообслуживанию. На окончание периода пациенты проходят всестороннее обследование в конце которого дается заключение относительно их функциональных возможностей и готовности к труду. Человек или возвращается на свое робочен место, или становится к работе с меньшими физическими и психическими нагрузками. При значительных остаточных функциональных нарушениях и анатомических дефектах пациентам предлагают переквалификацию.

ІІІ этап реабилитации — диспансерный. Основной целью этого этапа является надзор за пациентом, поддержка и улучшение его физического состояния и работоспособности в процессе жизни.
На всех этапах реабилитации, особенно на ІІ — ІІІ, большая роль отведена работе психологов, педагогов, социологов, юристов, направленной на адаптацию человека к тому состоянию, в котором она очутилась, решению вопросов профессиональной работоспособности, трудоустройства и т. д. независимо от этапа реабилитации с пациентами постоянно работают реабилитологи, которые корректируют программу с учетом достигнутого эффекта.

Следовательно, принципиальная схема современной медицинской реабилитации выглядит так: больница — поликлиника (реабилитационный центр, санаторий) — диспансер.
Физическая реабилитация — это применение в лечебных и профилактических целях физических упражнений и естественных факторов в комплексном процессе возобновления здоровья, физического состояния и работоспособности больных. Она является неотъемлемой составной частью медицинской реабилитации и применяется во всех ее периодах и этапах. ЕЕ средствами являются:

  • лечебная физическая культура;
  • лечебный массаж;
  • физиотерапия;
  • механотерапия;
  • трудотерапия.

Назначение средств физической реабилитации, последовательность применения ее форм и методов определяется характером течения заболевания, общим положением больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

ЛФК — метод комплексной функциональной терапии, которая применяет физические упражнения как средство сохранения организма в действующем состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предотвращения возникновения болезней, вызванных вынужденной недвижимостью. Главным средством ЛФК являются физические упражнения.
Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, которое имеет не только биологическое, но и социальное значение. Она является важным фактором коррекции образа жизни человека.
Использование ЛФК формирует у больного сознательное отношение к физическим упражнениям, закалка организма естественными средствами, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регуляции своего общего режима, в частности двигательного.

Реабилитация после инсульта

При разборе основных принципов проведения занятий ЛФК необходимо использовать структурно-логическую схему: этиология (выяснение причин и условий заболевания), патогенез (ознакомление с глубиной и характером нарушений при данных заболеваниях ), задание лечения и методика занятий, предупреждения заболевания и учет эффективности.
Основными принципами использования лечебной и физической культуры являются: целостность организма (единство психического и физического ), единство среды и организма (социального и биологического), единство формы и функции, общего и местного, лечение и профилактика.
При разборе основных форм занятий, их структуры, классификации физических упражнений необходимо обратить внимание на общеразвивающие и специальные упражнения, правила дозирования нагрузки и механизмы лечебного действия физических упражнений.
Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений на организм пациента.

1. Тонизирующие действие. Специально подобранные упражнения способны усиливать процессы торможения или возбуждения в ЦНС и тем же способствуют возобновлению нормальной подвижности и регулированости нервных процессов. Это улучшает регулирующие свойства, активизирует деятельность эндокринез желез и стимулирует вегетативные функции и обмен веществ за механизмом моторно — висцеральних рефлексов. Тонизирующее влияние физических упражнений тем больше, чем больше мышц привлекаются в двигательную деятельность и чем высшее мышечное усилие.

2. Трофическое действие. В процессе движения возникают проприоцептивные импульсы, которые идут в высшие отделы НС и вегетативные центры и перестраивают их функциональное состояние, которое способствует улучшению трофики внутренних органов и тканей вследствие моторно-висцеральных рефлексов. Мышечная деятельность стимулирует обменные, окислительно-восстановительные и регенеративные процессы в организме. В работающей мышце происходит расширение и увеличение количества функционирующих капилляров, усиливается прилив насыщенной кислородом артериальной и отток венозной крови, повышается скорость кровотока, улучшается лимфообращение. За счет этого быстрее рассасываются продукты воспаления, предупреждается образование спаек и развитие атрофий.

3. Формирование компенсаций. Физ. упражнения способствуют быстрейшему возобновлению или замещению нарушенной болезнью функции органа или системы. Формирование компенсации предопределено рефлекторными механизмами. Физические упражнения способствуют увеличению размеров сегмента тела или парного органа, повышая их функции и пораженной системы в целом.Они привлекают к работе мышцы, которые раньше не брали участия в исполнении не свойственных для них движений.
В зависимости от характера заболевания компенсации могут быть временными или постоянными. Первые возникают во время болезни и исчезают после выздоровления, а вторые — в случае безвозвратной потери или ограниченной функции.

4. Нормализация функций возникает под воздействием постоянно растущей физической нагрузки, в результате чего постепенно совершенствуются регуляторные процессы в организме, устраняются временные компенсации, возобновляются моторно-висцеральные связи и двигательные качества человека.

Классификация средств ЛФК

К средствам ЛФК принадлежат физические упражнения и естественные факторы. Основными среди них являются физические упражнения, которые в ЛФК применяются в виде гимнастических, идеомоторных, спортивно — прикладных упражнений и игр. Упражнения подбирают, исходя из медицинских показаний и противопоказаний, определенным дозированием.
Основное задание реабилитолога — это научить пациента правильному выполнению специальных упражнений для предотвращения усиления болевых ощущений. Занятие лечебной гимнастикой состоят из трех частей: вступительной, основной, заключительной. Каждая из которых имеет свои задания и длительность. Соответственно вступительная — 10-20% времени всего занятия и ее задания — подготовка организма к выполнению упражнений основной части средствами является ходьба, элементарные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, дыхательные упражнения, упражнения на внимание.
Основная 50-70% времени занятия — специальные упражнения, которые чередуются с общеразвивающими, дыхательными упражнениями и паузами между ними — для того, чтобы дать больному органу отдых. Для повышения эмоционального состояния включают игры.

Заключительная длится 10-20% времени. Ее задание — уменьшение физической нагрузки и приведение организма к спокойному состоянию. Этого достигают, выполняя дыхательные упражнения, ходьбу, упражнения на расслабление.
При проведении занятий по лечебной гимнастике придерживаются таких правил:

  1. Характер упражнений, физиологичная нагрузка, дозирование и исходные положения должны отвечать общему положению пациента, его возрасту и степени тренированности.
  2. Физические упражнения должны влиять на весь организм.
  3. В занятии используются упражнения для общего развития и специальные.
  4. При складывании плана занятий следует придерживаться принципов постепенности в повышении и снижении физической нагрузки, выдерживая оптимальную физиологичную кривую нагрузки.
  5. Подбирая упражнения необходимо сохранять очередность работы мышечных групп, которые привлекаются к их выполнению.
  6. В лечебном курсе нужно ежедневно частично изменять и усложнять упражнения, которые применяются.
  7. В предпоследние 3-4 дня курса больных учат тем гимнастическим упражнениям, которые будут рекомендованы в следующих занятиях в домашних условиях.
  8. Объем методического материала, интенсивность и сложность физических упражнений в занятии должны отвечать двигательному режиму, который назначен больному.

Режим движений. Введение режимов движений в лечебных учреждениях дает возможность организовать и унифицировать физическую нагрузку, что очень удобно для назначения средств лечебной физкультуры. Режим зависит от типа лечебного учреждения. В стационарах в больничный период обычно различают:
1. Суровый постельный режим — назначается пациентам, которые нуждаются в полном спокойствии (допускается лечение положением).
2. Постельный режим — назначается во время выздоровления и улучшения состояния здоровья, при нормальной или субфебрильной температуре. Позволяется садиться в постели и вставать. Назначается индивидуальная гимнастика в положении лежа и массаж.
3. Полупостельный режим — приписывают больным при дальнейшем выздоровлении и адаптации к физическим нагрузкам. Больные могут выполнять утреннюю гимнастику и лечебную гимнастику индивидуально или небольшими группами из исходного положения лежа, сидя, стоя с осторожным увеличением нагрузки.
4. Тонизирующий, или свободный режим — назначается в период подготовки больного к выписыванию. Цель этого режима — дальнейшее улучшение функционального состояния организма больного и подготовки его к домашним условиям и трудовой деятельности. Рекомендуются утренняя гигиеническая и лечебная гимнастика, которые проводятся с небольшими группами, из разных исходных положений. Позволяются непродолжительные прогулки в саду, малоподвижные игры, легкие трудовые процессы.

В послебольничный период реабилитации :
1. Щадящий режим — для практически здоровых, что нуждаются в отдыхе. Позволяется без ограничений применять все физкультурные мероприятия, предвиденные в санатории.
2. Щадящий-тренирующий режим — назначается лицам с хроническими заболеваниями, физически слабым, неадаптированным к физическим нагрузкам.Ограничиваются упражнения, которые могут вызывать усталость, неадекватные реакции организма, рекомендуется утренняя гигиеническая гимнастика с ограничением бега, без подскоков. Позволяются малоподвижные игры, экскурсии.
3. Тренирующий режим дает возможность наиболее полно использовать средства и формы ЛФК, участвовать во всех мероприятиях, которые проводят в стационаре. Интенсивность упражнений большая. В реабилитации спортсменов применяются упражнения максимальной интенсивности.

physical-rehabilitation

Периоды применения лечебной физической культуры

Клиническое течение заболевания и общее положение больного под действием комплексного лечения постепенно изменяется и соответственно изменяются формы и методики занятий ЛФК.
I период — щадящий — характеризуется выраженными анатомическими и функциональными нарушениями поврежденного органа, соответствующей системы и организма вцелом, вынужденным снижением двигательной активности. Задание этого периода : улучшение нервно-психического состояния больного, предупреждения осложнений, стимуляция трофических и компенсаторных процессов учебы навыков самообслуживания.
ЛФК применяют в форме лечебной утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий. Комплексы состоят из 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений и 25% специальных упражнений. Выполняют их преимущественно из исходного положения лежа. Интенсивность упражнений мала, а на окончании периода умеренная. Длительность 5-12 мин. Физиологическая кривая нагрузки, что есть изображением изменения пульса во время занятий, является однопиковой в середине основной части занятия.
ІІ период основной — функциональнно характеризуется улучшением клинического состояния пациента, возобновлением анатомической целостности органа или тканей при одновременном существенном нарушении их функции.
Задание: возобновление функции поврежденного органа и систем организма, подготовка к увеличению физических нагрузок и изменениям двигательного режима. Применяются формы ЛФК предыдущего периода и спортивно-прикладные упражнения — ходьба, метание, элементы бытовых движений и профессиональной деятельности . 50% общеразвивающие упражнения, дыхательные и специальные- 50%. Исходное положение, лежа, сидя, стоя с умеренной интенсивностью. Длительность 15-25 мин. Физиологическая кривая нагрузки двух-трёх-четырёхпиковая.
ІІІ период заключителенно-тренировачный — характеризуется завершением процесса выздоровления, возобновления функций, но способность выдерживать жизненные нагрузки еще недостаточная.У пациентов остаточные явления перенесенного заболевания : снижение сил, выносливости, скорости, способности переносить физические нагрузки в полном объеме.
Задание: воспитание уверенности в полное выздоровление и полноценное возвращение к труду, возобновлению работоспособности или усовершенствованию функций замещения и приспособления пациента к измененным болезнью или травмой условий жизни.

Применяются все формы ЛФК. Выполняют упражнения большой интенсивности и если позволяет перенесенное заболевание — используют упражнения максимальной интенсивности. В комплекс лечебной физкультуры включают 25% общеразвивающих и дыхательных упражнений в соотношении 3-4: 1, 75% специальных упражнений. Длительность 30-45 минут. Физиологическая кривая многопиковая.
В процессе физической реабилитации в 1 и 2 период ЛФК применяется во время стационарного лечения больных, а 3 — в реабилитационном центре, санатории, поликлинике, диспансере.

Эффективность применения ЛФК

Для контроля правильности подбора физических упражнений и целесообразности избранной методики следует определять ее эффективность. Методы исследования эффективности ЛФК зависят от характера заболевания, оперативного вмешательства, травмы. Общим правилом является определение физиологичной кривой нагрузки в процессе занятий ЛФК.

Различают такие виды контроля : экспресс-контроль, текущий и этапный. Этапный контроль применяют для оценки эффективности одного занятия. Определяют непосредственно реакцию больного физической нагрузкой, ЧСС, ЧД и АД до, во время и после занятия. Полученные данные дают возможность построить физиологичную кривую нагрузки, которая при верно спланированном занятии постепенно повышается во вступительной части, максимально в середине основной и снижается в заключительной части.

Текущий контроль осуществляется в течение всего периода лечения не меньше, чем раз на 7-10 дней, а также при изменении двигательного режима. Он дает возможность своевременно вносить коррективы в методику занятий. Используют клинические данные, результаты функциональных проб, показатели инструментальных методов исследования, антропометрии.

Этапный контроль осуществляется для оценки курса лечения в целом. Для чего перед началом занятий ЛФК и при выходе из больницы углублено обследуют больного. Используют антропометрические измерения и в зависимости от характера патологии, проводят функциональные пробы и специальные методы исследования, которые свидетельствуют о состоянии той или другой системы.

В клинической практике для складывания индивидуального двигательного режима и оценки эффективности физической реабилитации во врачебно-трудовой экспертизе возникает также необходимость в определении толерантности к физическим нагрузкам.
На 3 этапе медицинской реабилитации отличные результаты даёт кинезитерапия. Правильно подобранный врачом комлекс упражнений с отягощением под контролем опытного реабилотолога залог быстрейшего восстановления пациента.
Похожие статьи: Этапы физической реабилитации | Виды реабилитации