Кинезитерапия, как средство реабилитации школьников с ослабленным здоровьем в условиях общеобразовательной школы

Среди важнейших оздоровительно-профилактических мероприятий для учеников с ослабленным здоровьем заметное место занимает кинезитерапия, то есть разнообразные движения. Наименование произошло от двух греческих терминов: kinesis – движение и terapia – лечение, или лечение движением. Таким образом, Кинезитерапия — это метод лечения, профилактики и реабилитации движением, предусматривающий выполнение специально разработанных физических упражнений, лечебной гимнастики, активных и пассивных движений, использование факторов природы для достижения конкретного терапевтического результата.

Движение выполняет важную биологическую функцию любого живого организма

Как средство физической реабилитации физические упражнения часто сочетают с другими естественными факторами — такими как солнце, воздух, вода.
Систематическое, рациональное и целеустремленное применение разнообразных комплексов физических упражнений положительно влияет на ослабленный организм ученика. Они влекут изменение его реактивности в нужном направлении, обогащают условно-рефлекторную деятельность ребенка новыми свойствами, улучшают «уравновешивание» в окружающей среде, способствуют лучшей функциональной адаптации в условиях этой среды, которая непрерывно изменяется.

Кинезитерапия способствует воспитанию выносливости, ловкости, улучшает координацию движений, ускоряет процессы возобновления функций отдельных органов, которые имеют патологические отклонения от нормы. Специальные физические упражнения полностью себя оправдали во время лечения многих заболеваний и устранения последствий травматических поражений.

Во время реабилитации школьников с ослабленным здоровьем в условиях общеобразовательных школ (ООШ) кинезитерапия должна осуществляться врачом лечебной физкультуры и специалистами по физической реабилитации. Формирование кинезитерапевтической программы врачом осуществляется с учетом состояния здоровья, особенностей пола и возраста.

Физические упражнения должны выполняться с соблюдением основных правил:

  • систематичности применения физических упражнений в течение всего курса восстановления;
  • постепенного наращивания интенсивности физической нагрузки;
  • повторяемости физических упражнений в течение определенного промежутка времени с целью закрепления достигнутых результатов;
  • индивидуализации физических упражнений в зависимости от заболевания и его особенностей.

В общеобразовательных школах, где созданные кабинеты и залы физической реабилитации, физические упражнения должны проводиться в виде гигиенической гимнастики и в виде разнообразных комплексов, которые назначаются в соответствии с фазой заболевания.

Группы для занятий следует комплектовать по признаку однотипности заболевания детей и способности их выполнять упражнения одинаковой интенсивности и нагрузки. Применяются общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения с отягощениями.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения предназначаются для учебы больных школьников правильному дыханию вообще и, в частности, при необходимости непосредственного влияния на дыхательный аппарат и органы кровообращения, при заболеваниях органов грудной клетки (эмфизема легких, бронхиальная астма, плеврит, разного рода миокардиодистрофии). Во время правильного дыхания грудная клетка равномерно расширяется на вдохе в трех направлениях: передне-заднем — для верхней половины грудной клетки; боковом — для ее нижней части и в вертикальном — за счет движения диафрагмы в сторону брюшной полости. Дышать следует через нос спокойно, глубоко и равномерно. Длительность вдоха 2-4 с, выдоха — 3-5 с.

Вдох должен совпадать с выпрямлением корпуса, поднятием или разведением рук. Его следует выполнять в период наименьшего напряжения сил во время выполнения каждого отдельного физического упражнения. Выдох должен отвечать периоду наибольшего усилия и по времени совпадать со сгибанием корпуса, опусканием или возведением рук и т.п..
Дыхательные упражнения разделяются на такие:

  1. статические, которые осуществляются грудной клеткой без дополнительных движений корпуса и рук;
  2. динамические, которые связаны с движением корпуса и рук;
  3. специальные, предназначенные для подавляющего влияния на отдельные участки дыхательного аппарата или на фазы дыхания (односторонние спайки, усиленный выдох при эмфиземе).

Каждый отдельный урок физической реабилитации необходимо проводить так, чтобы максимум нагрузка приходилась по времени на середину занятия.
В связи с этим занятие физической реабилитации разделяют на три части: вступительную, основную и заключительную.
Вступительная часть состоит из упражнений, которые предназначаются для постепенной подготовки сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем и всего организма в целом к наилучшему выполнению упражнений основного раздела.

Длительность этой части занятий может колебаться от 3 до 4 мин. Упражнения следует проводить спокойно, в длительном темпе.Основная часть включает упражнения как общеразвивающего характера, так и направленных преимущественно для непосредственного влияния на очаг поражения и на побочные осложнения.
Заключительная часть урока имеет целью успокоить ученика, постепенно снижая нагрузку, возобновить нормальный пульс, ритм дыхания, то есть привести организм к его начальному состоянию. Для этого добираются упражнения на расслабление мышц успокоительного характера.

Кинезитерапия с использованием физических упражнений после хирургических вмешательств должна начинаться как можно раньше для предупреждения послеоперационных осложнений и улучшения функциональных результатов хирургического вмешательства. Физические упражнения (в комплексе с другими средствами физической реабилитации) широко применяются после хирургических вмешательств по поводу заболеваний опорно-двигательного аппарата, брюшной полости, послеоперационных ателектазов, нарушения дыхательной функции легких, борьбы со спайками и сращением, аллопластики больших сосудов, операций на сердце, в процессе лечения ожоговой болезни (предупреждение застойных явлений); токсикозу; развитию контрактур; рубцов, которые нарушают функцию конечностей) и хирургического лечения этих видов травм.

Во время заболевания органов дыхания физические упражнения являются необходимыми для улучшения дыхательной функции (путем углубления дыхания, учебы больного ребенка правильного дыхания), укрепления дыхательной мускулатуры; улучшения крово и лимфообращения в органах грудной клетки, предупреждения застойных явлений; предупреждения образования спаек и сращений при плевритах и после хирургических вмешательств на органах грудной клетки; ускорения рассасывания потовыделений, инфильтрата и гематом, растягивания спаек, рубцов и сращений, которые нарушают функцию органа (после операций на органах грудной полости).

При оценке функционального состояния школьника с заболеванием дыхательной системы следует учитывать, что внешнее дыхание, кровообращение и тканевое дыхание являют собой единую функциональную систему (респираторно-кардинальную). Внешнее дыхание характеризует два процесса: вентиляцию легких и диффузию кислорода и углекислоты сквозь альвеолярную мембрану. Вентиляционная функция участвует в поддержке необходимого для организма давления кислорода в альвеолярном воздухе и зависит от развития внешнего дыхания и умения правильно дышать. Что же касается диффузии кислорода и углекислоты, то эта функция определяется разницей их парциального давления в альвеолярном воздухе и крови, которая протекает в легких; другими словами, имеет значение количество крови, которое протекает за единицу времени через легкие.

Во время заболевания сердечно-сосудистой системы физические упражнения применяются для того, чтобы повлечь такие физиологичные изменения: облегчение деятельности органов крово- и лимфообращения за счет улучшения процессов внешнего и внутреннего дыхания; снижения повышенного тонуса в артериолах, изменение просветления капилляров, облегчения работы сердца, связанной с преодолением сопротивления капиллярной сетки кровеносных сосудов; повышение работоспособности (упражнения, тренировки) сердечной мышцы до выполнения той же работы с меньшими энергетическими затратами.
Правильно построенный двигательный режим является ценной профилактической мерой, которая предупреждает развитие атеросклероза кровеносных сосудов и гипертонических явлений.

Система кровообращения — важнейшая система, которая обеспечивает кровоснабжение организма, а соответственно и питание в разных условиях жизнедеятельности. В связи с этим заболевание сердечно-сосудистой системы отражается на снижении функциональной деятельности всего организма. Одновременно ограничивается трудоспособность и творческие возможности учеников. Актуальность борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями обусловлена также тем, что невзирая на процесс и разработку фармакологических и хирургических методов лечения болезней сердца и сосудов, еще не наблюдается существенного улучшения в этой отрасли медицины.

Среди заболеваний, которые приводят к преждевременному старению, инвалидности и смертности, болезни сердечнососудистой системы занимают первое место.
Физические упражнения, рекомендованные при последствиях травм опорно-двигательной системы, направлены на полное возобновление нарушенной функции. Известно, что лечение переломов не заканчивается возобновлением анатомической целостности и правильных анатомических соотношений. Ряд осложнений, которые сопровождают повреждение, негативно влияет на общее положение организма, изменяют активную деятельность коры головного мозга, который приводит к нарушению двигательных условных рефлексов. Изменяются функции основных систем организма, нарушаются антитоксическая, водно-солевая, углеводная и тромбинообразующая функции печени, выделительная функция почек, давая так называемый костно-травматический синдром, который в свою очередь отражается на протекании местного процесса, задерживая возобновление функций пораженной конечности.

Методика кинезитерапии предусматривает использование физических упражнений в ООШ в первую очередь с целью осуществления общеоздоровительных мероприятий.
Общеукрепляющие упражнения должны быть направлены на стимулирование деятельности основных систем организма (кровообращение, дыхание, обменные процессы), повышения общей активности больного ученика. Физическая нагрузка должна отвечать силам больного, быть достаточно интенсивным, а занятие, по возможности, приобретать тренировочный характер. В процессе занятий надо постепенно увеличивать нагрузку. Во время выполнения упражнений необходимо использовать те исходные положения, при которых поврежденный орган включался бы в работу для возобновления своей функции. Например, при травме нижних конечностей наиболее выгодным начальным положением будет положение больного лежа (на спине, стороне, животе).
Общефизиологичная нагрузка осуществляется тренировками мышц корпуса и плечевого пояса. При травме верхних конечностей используется преимущественно положение стоя и сидя. Общефизиологичная нагрузка достигается путем включения в процедуру ходьбы, бега, интенсивных упражнений для нижних конечностей.
Физические упражнения необходимы и при заболеваниях системы пищеварения, которая составляет лишь часть процесса питания . Для осуществления процесса питания, транспортировки питательных веществ с кишечника до тканей, организм пользуется системами крово- и лимфообращения усиливается под воздействием физических упражнений как в кишечнике, так и в печени. Конечно, надо также учитывать, что кроме физических сил (давление, диффузия, осмос) важное значение имеют ферментативные влияния, которые регулируются нервной системой.
В случае более тяжелых заболеваний необходимо обращение в специализированные клиники кинезитерапии. Одной из таких клиник является Клиника «KinesisLife».

KinesisLife — это первый украинский многофункциональный Медицинский центр кинезиологии и кинезитерапии, имеющий огромный научно-практический потенциал, что открывает неограниченные перспективы и новые возможности в выборе оптимального способа лечения заболеваний опорно-двигательной системы и других неврологических, терапевтических и ортопедических заболеваний.
По-новому взглянули на применяемые сегодня методы кинезитерапии ученые и специалисты нашего медицинского центра «KinesisLife» — благодаря тщательному изучению теоретических материалов и получению практических навыков в сфере прикладной кинезиологии и кинезитерапии разработана инновационная методика: Система интегративной кинезитерапии (СИК).

Система интегративной кинезитерапии — это естественно-биологический метод целостного воздействия на весь организм пациента средствами прикладной кинезиологии и кинезитерапии с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья больного и его трудоспособности. Особенностью СИК является то, что в отличие от других кинезитерапевтических методик, задействовано несколько действенных составляющих – кинезиологическая диагностика и коррекция, кинезитерапевтическое воздействие. Интегративный подход обеспечивает более высокую эффективность по сравнению с другими кинезитерапевтическими методами лечения.
Учитывая отмеченное, можно сделать выводы:

  1. Физические упражнения как средство физической реабилитации школьников необходимо применять в комплексе с другими естественно-оздоровительными мероприятиями.
  2. Физическая реабилитация школьников должна осуществляться врачами лечебной физкультуры и специалистами в отрасли физической реабилитации.
  3. Учитывая статистические данные о современном уровне здоровья школьников, руководство общеобразовательных школ должно создавать условия для физической реабилитации школьников в общеобразовательных школах.
  4. Основная цель применения кинезитерапии в ООШ путем выполнения кинезитерапевтических программ на основе общеукрепляющих упражнений стимулировать деятельность основных систем организма (кровообращение, дыхание, обменные процессы), повысить общую активность учеников с ослабленным здоровьем.
  5. Физическую реабилитацию в условиях ООШ необходимо осуществлять в специально оборудованных кабинетах или залах физической реабилитации с применением комплексного метрологического контроля функциональных систем организма больного ученика.

В случае более тяжелых заболеваний необходимо обращение в специализированные клиники кинезитерапии.
Похожие статьи: Физическая реабилитация